Справка DIGIMINE

 Параметры бортов карьера

 Параметры бортов карьера

Previous topic Next topic  

 Параметры бортов карьера

Previous topic Next topic  

 

 

Перед тем, как задать параметры бортов карьера, необходимо всю площадь карьера заполнить полигонами, в каждый из которых будут записаны параметры по какой-либо зоне карьера. Между полигонами не должно быть зазоров, иначе для точек, попадающих между полигонами, невозможно будет определить параметры бортов.

 

 

Параметры бортов карьера записываются в полигонах типа Параметры бортов карьера, поэтому сформированным полигона должен быть присвоен такой тип (сразу при вводе или позднее).

 

 

Нажатие на левую клавишу мыши внутри или рядом с линией полигона, имеющего тип Параметры бортов карьера приводит к появлению диалога "Параметры бортов карьера", в котором задаются параметры для выбранного полигона:

 

 

 

В каждом полигоне можно задать разные параметры бортов карьера для разных горизонтов. Обычно подряд идущие горизонты с одинаковыми параметрами объединяются, и параметры задаются для группы таких горизонтов.

 

В том случае, когда на разных горизонтах имеется разное разделение карьера на зоны (например, при разделении карьера в нижней части на несколько локальных "карьеров"), и одним набором полигонов затруднительно описать борта карьера, можно добавлять другие полигоны с параметрами бортов, которые в плане будут накладываться на имеющиеся полигоны. При построении угла откоса уступа или ширины бермы в какой-либо точке, программа сначала ищет полигон (их может оказаться несколько), в который попадает точка, затем в параметрах, записанных в найденных полигонах, ищет горизонт, для которого делается построение в рассматриваемой точке. Пользователь должен следить за тем, чтобы в накладывающихся полигонах были заданы непересекающиеся по вертикали области горизонтов (т.к. программа возьмет параметры только из одного из полигонов).

 

Советы по формированию полигонов с параметрами бортов карьера

 

Чтобы построить полигоны без зазоров можно поступить следующим образом. Сначала ввести полигон, охватывающий (с запасом) всю площадь будущего карьера. Затем, в режиме Разделение полигона на 2 части  последовательно делить исходный полигон на более мелкие, в соответствии с зонами карьера, имеющими разные параметры бортов.

Либо можно поступить иначе. Сначала разбить всю площадь карьера не полигонами, а полилиниями, состыкованными между собой. Затем в режиме Формирование полигона из соединенных между собой полилиний   сформировать полигоны.

 

Для редактирования общих участков плотно прилегающих друг к другу полигонов удобно использовать режим Редактирование участка одного полигона. При этом редактирование общего для двух полигонов участка приводит к изменению сразу обоих полигонов и плотность примыкания полигонов не нарушается.

Если в режиме Работа с точками полигона подвинуть точку, общую для двух и более полигонов, плотность примыкания полигонов также не нарушается.

 

Иногда редактирование имеющихся полигонов удобнее производить, преобразовав предварительно полигоны в полилинии. Для этого выделить все полигоны, затем во всплывающем меню выбрать пункт Преобразовать в полилинии. При этом общие участки полигонов образуют только одну полилинию, хотя в исходных полигонах они присутствуют дважды. В результате такого преобразования получится набор состыкованных между собой полилиний. Если бы во всплывающем меню был выбран пункт Тупо преобразовать в полилинии, то был бы получен просто набор замкнутых полилиний частично накладывающихся друг на друга. Для случая редактирования с последующим получением плотно прилегающих друг к другу полигонов это не подходит.

После редактирования полилиний опять сформировать полигоны в режиме Формирование полигона из соединенных между собой полилиний.

 

 

 

 

 

 

Пример использования разных параметров бортов для различных азимутов отрезков полилиний.

 

Допустим, для какого-то полигона заданы следующие параметры бортов карьера:

 

Для уступов горизонтов от 200 до 290, попадающих внутрь этого полигона заданы разные углы в зависимости от азимутов отрезков, из которых состоят полилинии. Отрезок – это прямая линия, соединяющая 2 соседние точки полилинии. Порядок точек в отрезке такой же, как в полилинии.

Для отрезков, имеющих азимуты от 30 до 140 градусов, задан угол откоса уступа 45 градусов, а для отрезков с азимутами от 140 градусов до 30 (проходя через 360 градусов), задан угол 55 градусов.

 

Пример построения  фрагмента уступа, когда он полностью попадает в полигон с приведенными выше параметрами (полигон на рисунке не показан):

 

Для примера на рисунке показаны азимуты двух отрезков полилинии.

В северной части уступ отстроен под 45 градусов, в южной части – под 55 градусов.

Между участками уступа с такими углами – зона плавного перехода (степень плавности перехода задается в диалоге "Параметры сглаживания/упрощения полилиний, построения съездов").

Обратим внимание на положение начала и конца полилинии. При построении уступов, съездов и берм необходимо, чтобы выполнялось следующее правило: если двигаться вдоль полилинии от ее начала (на рисунке – треугольный маркер красного цвета) к концу (маркер синего цвета), то выработанное пространство должно быть СПРАВА.

 

 

Такого же построения уступа можно достичь и в том случае, если задать 2 полигона с параметрами бортов, в каждом из которых были бы свои параметры для отрезков полилиний с любыми азимутами для того же интервала (группы) горизонтов.

 

 

В данном случае не нужно думать об азимутах отрезков полилиний, задавать параметры проще.

 

Возникает вопрос, а зачем вообще нужен такой способ задания параметров, при котором учитываются еще и азимуты отрезков полилиний?

 

Иногда положение точки, начиная с которой необходимо переходить на другой угол откоса уступа заранее неизвестно, поэтому построить линию, разделяющую зоны карьера с разными параметрами проблематично. В то же время известно, что в этой части карьера угол откоса уступа определяется его ориентацией, как правило, в связи с направлением падения слоев пород. В таких случаях использование азимутов отрезков полилиний упрощает описание бортов карьера, не нужно корректировать границу, разделяющую полигоны при смещении точки перехода на другие параметры.