Параметры бортов карьера

<< Click to Display Table of Contents >>

Navigation:  РЕЖИМЫ РАБОТЫ В ОКНАХ-ЧЕРТЕЖАХ > < Построение уступов, съездов, берм >

 Параметры бортов карьера

 

 

Перед тем, как задать параметры бортов карьера, необходимо всю площадь карьера заполнить полигонами, в каждый из которых будут записаны параметры по какой-либо зоне карьера. Между полигонами не должно быть зазоров, иначе для точек, попадающих между полигонами, невозможно будет определить параметры бортов.

 

 

Параметры бортов карьера записываются в полигонах типа Параметры бортов карьера, поэтому сформированным полигона должен быть присвоен такой тип (сразу при вводе или позднее).

 

 

Нажатие на левую клавишу мыши внутри или рядом с линией полигона, имеющего тип Параметры бортов карьера приводит к появлению диалога "Параметры бортов карьера", в котором задаются параметры для выбранного полигона:

 

 

 

В каждом полигоне можно задать разные параметры бортов карьера для разных горизонтов. Обычно подряд идущие горизонты с одинаковыми параметрами объединяются, и параметры задаются для группы таких горизонтов.

 

В том случае, когда на разных горизонтах имеется разное разделение карьера на зоны (например, при разделении карьера в нижней части на несколько локальных "карьеров"), и одним набором полигонов затруднительно описать борта карьера, можно добавлять другие полигоны с параметрами бортов, которые в плане будут накладываться на имеющиеся полигоны. При построении угла откоса уступа или ширины бермы в какой-либо точке, программа сначала ищет полигон (их может оказаться несколько), в который попадает точка, затем в параметрах, записанных в найденных полигонах, ищет горизонт, для которого делается построение в рассматриваемой точке. Пользователь должен следить за тем, чтобы в накладывающихся полигонах были заданы непересекающиеся по вертикали области горизонтов (т.к. программа возьмет параметры только из одного из полигонов).

 

Советы по формированию полигонов с параметрами бортов карьера

 

Чтобы построить полигоны без зазоров можно поступить следующим образом. Сначала ввести полигон, охватывающий (с запасом) всю площадь будущего карьера. Затем, в режиме Разделение полигона на 2 части  последовательно делить исходный полигон на более мелкие, в соответствии с зонами карьера, имеющими разные параметры бортов.

Либо можно поступить иначе. Сначала разбить всю площадь карьера не полигонами, а полилиниями, состыкованными между собой. Затем в режиме Формирование полигона из соединенных между собой полилиний   сформировать полигоны.

 

Для редактирования общих участков плотно прилегающих друг к другу полигонов удобно использовать режим Редактирование участка одного полигона. При этом редактирование общего для двух полигонов участка приводит к изменению сразу обоих полигонов и плотность примыкания полигонов не нарушается.

Если в режиме Работа с точками полигона подвинуть точку, общую для двух и более полигонов, плотность примыкания полигонов также не нарушается.

 

Иногда редактирование имеющихся полигонов удобнее производить, преобразовав предварительно полигоны в полилинии. Для этого выделить все полигоны, затем во всплывающем меню выбрать пункт Преобразовать в полилинии. При этом общие участки полигонов образуют только одну полилинию, хотя в исходных полигонах они присутствуют дважды. В результате такого преобразования получится набор состыкованных между собой полилиний. Если бы во всплывающем меню был выбран пункт Тупо преобразовать в полилинии, то был бы получен просто набор замкнутых полилиний частично накладывающихся друг на друга. Для случая редактирования с последующим получением плотно прилегающих друг к другу полигонов это не подходит.

После редактирования полилиний опять сформировать полигоны в режиме Формирование полигона из соединенных между собой полилиний.

 

 

 

 

 

 

Пример использования разных параметров бортов для различных азимутов отрезков полилиний.

 

Допустим, для какого-то полигона заданы следующие параметры бортов карьера:

 

Для уступов горизонтов от 200 до 290, попадающих внутрь этого полигона заданы разные углы в зависимости от азимутов отрезков, из которых состоят полилинии. Отрезок – это прямая линия, соединяющая 2 соседние точки полилинии. Порядок точек в отрезке такой же, как в полилинии.

Для отрезков, имеющих азимуты от 30 до 140 градусов, задан угол откоса уступа 45 градусов, а для отрезков с азимутами от 140 градусов до 30 (проходя через 360 градусов), задан угол 55 градусов.

 

Пример построения  фрагмента уступа, когда он полностью попадает в полигон с приведенными выше параметрами (полигон на рисунке не показан):

 

Для примера на рисунке показаны азимуты двух отрезков полилинии.

В северной части уступ отстроен под 45 градусов, в южной части – под 55 градусов.

Между участками уступа с такими углами – зона плавного перехода (степень плавности перехода задается в диалоге "Параметры сглаживания/упрощения полилиний, построения съездов").

Обратим внимание на положение начала и конца полилинии. При построении уступов, съездов и берм необходимо, чтобы выполнялось следующее правило: если двигаться вдоль полилинии от ее начала (на рисунке – треугольный маркер красного цвета) к концу (маркер синего цвета), то выработанное пространство должно быть СПРАВА.

 

 

Такого же построения уступа можно достичь и в том случае, если задать 2 полигона с параметрами бортов, в каждом из которых были бы свои параметры для отрезков полилиний с любыми азимутами для того же интервала (группы) горизонтов.

 

 

В данном случае не нужно думать об азимутах отрезков полилиний, задавать параметры проще.

 

Возникает вопрос, а зачем вообще нужен такой способ задания параметров, при котором учитываются еще и азимуты отрезков полилиний?

 

Иногда положение точки, начиная с которой необходимо переходить на другой угол откоса уступа заранее неизвестно, поэтому построить линию, разделяющую зоны карьера с разными параметрами проблематично. В то же время известно, что в этой части карьера угол откоса уступа определяется его ориентацией, как правило, в связи с направлением падения слоев пород. В таких случаях использование азимутов отрезков полилиний упрощает описание бортов карьера, не нужно корректировать границу, разделяющую полигоны при смещении точки перехода на другие параметры.