Перемещение, масштабирование в окнах-чертежах

<< Click to Display Table of Contents >>

Navigation:  Окна программы DIGIMINE >

Перемещение, масштабирование в окнах-чертежах

 

Запустив DIGIMINE, пользователь увидит на экране подобную картинку:

 

Для увеличения/уменьшения нажмите л.кл. мыши

 

 

В данном случае представлено окно-чертеж с 2-мя разделенными по вертикали взаимосвязанными рабочими графическими окнами, в которых представлены разрез (текущий разрез 51) и план (текущий горизонт +1300м).

В первую очередь необходимо понять, каким образом можно производить перемещения в окнах, изменять масштаб изображения.

 

 

Мышь, используемая для перемещения в рабочих графических окнах, масштабирования.

 

Для перемещения в окнах и масштабирования наиболее удобно работать с использованием 3-кнопочной мыши с колесиком, либо 2-кнопочной с колесиком, нажатие на которое эквивалентно нажатию на третью кнопку (клавишу) мыши.

Удобно работать и с многокнопочной мышью, с настраиваемыми функциями для разных кнопок.

 

В диалогах настройки мыши третья кнопка обычно называется MiddleButton, либо, по-русски, Средняя кнопка (клавиша).

Если мышь 2-кнопочная и без колесика, то работа будет менее удобной.

 

 

Варианты выполнения перемещений в окне.

 

1. Чаще всего перемещение в окне инициализируется нажатием средней клавиши мыши.

 

Здесь возможны два подварианта, которые задаются в диалоге "Параметры перерисовки изображения", вызываемом через пункт меню Параметры/параметры перерисовки… :

 

Если установлено непрерывное обновление изображения, то, после нажатия на среднюю клавишу мыши курсор приобретет вид кисти руки. Удерживая нажатой среднюю клавишу мыши производить перемещение. Изображение будет перерисовываться непосредственно в процессе перемещения. Отпускание средней клавиши – завершение перемещения. Это наиболее удобный способ перемещения в окне в тех случаях, когда процесс перерисовки изображения не занимает слишком много времени.

 

Если перерисовка занимает много времени, то в диалоге можно установить выбор области, затем однократная перерисовка. Тогда при нажатии на среднюю клавишу мыши  появится область выбора (прямоугольная часть изображения в окне на белом фоне). Среднюю клавишу мыши можно отпустить. Перемещая мышь, выбираем, в какую точку поместить один из углов окна (то, что на сером фоне будет за пределами окна). Нажатие на левую клавишу мыши – завершение перемещения, нажатие на правую клавишу мыши или Esc – отмена перемещения.

 

 

2. Вместо средней клавиши мыши (актуально для 2-кнопочных мышей) можно использовать клавишу пробел на клавиатуре. Далее – как при нажатии на среднюю клавишу мыши, с учетом параметров, заданных в диалоге.

 

 

3. Поместить курсор в линейку координат рабочего графического окна и нажать правую клавишу мыши. Появится область выбора, дальнейшие действия как при нажатии на среднюю клавишу мыши в случае, когда задан выбор области, затем однократная перерисовка.

 

 

4. Нажатие на клавишу со стрелкой (на клавиатуре) приведет к перемещению в соответствующем стрелке направлению на расстояние, равное 0.1 длины или ширины экрана. Если при этом нажата клавиша Ctrl, перемещение на 0.2 экрана. При нажатой клавише Shift – на 0.4 экрана, при одновременно нажатых Ctrl и Shift – на 0.8 экрана.

 

6. Под левую руку для перемещений по экрану задействованы также клавиши W, A, S, D, использование которых аналогично использованию клавиш со стрелками. В процессе выполнения работ в некоторых режимах клавиши со стрелками используются для выполнения некоторых специальных действий. Но клавиши W, A, S, D при этом остаются для перемещений по экрану.

 

 

Варианты изменения масштаба изображения.

 

1. Вращение колесика мыши приводит к изменению масштаба изображения. В диалоге "Параметры перерисовки изображения" задается коэффициент, на который умножается (делится) текущий масштаб изображения при повороте колесика мыши на 1 щелчок.

При изменении масштаба изображения таким способом, возможны 2 варианта того, какая точка в окне останется неподвижной. Если в верхнем графическом меню установлено ,  то неподвижной будет точка в центре окна, если ,  то точка под курсором.

 

2. Нажатие на "кнопку" в графическом меню приводит к вызову диалога "Выбор масштаба", в котором выбирается требуемый масштаб изображения. Если новый масштаб крупнее текущего, в окне появится прямоугольная рамка, передвигая которую выбираем необходимый фрагмент изображения. Нажатие на левую клавишу мыши – завершение выбора фрагмента, правая клавиша или Esc – отмена изменения масштаба.

 

3. Нажатие на небольшие "кнопки" в графическом меню ( ) позволяет быстро изменять текущий масштаб на предыдущий или следующий в списке масштабов (см. диалог "Выбор масштаба").

 

 

4. Нажатие на клавиши «+» и «-» клавиатуры приводит к увеличению или уменьшению масштаба относительно текущего в два раза (вне зависимости от списка масштабов).

 

 В программе DIGIMINE можно производить перемещения в окне и изменение масштаба изображения без прерывания процесса выполнения работ по редактированию информации. Например, в процессе ввода полилинии и т.п.

 

 

 

Истинный масштаб изображения на экране зависит от того, насколько точно программа знает значения размеров изображения на экране. Система не всегда может сообщить программе точные размеры изображения на экране, тем более что эти размеры могут регулироваться настройками дисплея. Если пользователю необходимо как можно более точное соответствие масштаба чертежа на экране текущему масштабу, следует замерить линейкой истинные значения размеров изображения на экране по горизонтали и по вертикали и записать их в системный реестр при помощи стандартной программы Windows regedit.exe (обычно находится в папке C:\Windows). В разделе системного реестра HKEY_LOCAL_MACHINE \ SOFTWARE необходимо создать раздел с названием VZ , а в нем раздел с названием DIGIMINE, внутри которого создать две переменные типа DWORD с названиями SizeScrHor и SizeScrVert. В первую из этих переменных записать размер экрана по горизонтали, а во вторую – размер экрана по вертикали. Размеры записываются в десятых долях миллиметра (например, если размер экрана 337.5x270.4мм, то записываются числа 3375 и 2704).

 

 

 

 

Вращение изображения в 3D окне.

 

Вращение изображения в 3D окне производится с использованием левой клавиши мыши. Поскольку левая клавиша мыши задействована во многих режимах, существуют следующие правила ее использования:

 

При включенной "кнопке" графического меню левая клавиша мыши используется только для вращения изображения.

 

При выключенной "кнопке" графического меню нажатие на левую клавишу мыши используется для вращения только в том случае, если она не нужна для текущего режима, в том числе, если курсор мыши не попадает ни на один объект, когда программа ожидает выбор объекта при помощи левой клавиши.

Например, текущим является режим удаления полилинии. Если при нажатии на левую клавишу мыши курсор попадает на существующую полилинию, инициализируется процесс удаления полилинии. Если же рядом с курсором нет полилиний, инициализируется вращение изображения в окне.

 

Переключать "кнопки" и можно не только мышью, но и клавишей F9 или Табуляция на клавиатуре.

 

 

Перемещение и масштабирование в 3D окне выполняются так же, как и в 2D окнах.

 

 

 

Центрирование в 3D окне

 

При работе в 3D окне очень часто возникает необходимость переместить центр окна в некоторую точку.

 

Для того, чтобы центрироваться в точку какого-либо существующего объекта (полилинии, полигона, точки, текста, треугольника и т.п.) необходимо установить курсор в требуемое место объекта и нажать Ctrl+Shift+л.кл. мыши.

 

При необходимости центрирования в точку линии сетки, линии разреза в 2D окне или линию сетки, линию 'бокса' в 3D окне, необходимо установить курсор на соответствующую линию и нажать Ctrl+Shift+'A'+л.кл. мыши

 

 

 

 

Определение положения плоскости 3D окна по трем точкам

Используя управляющий элемент , находящийся в группе элементов  верхнего графического меню можно задать плоскость 3D окна по трем точкам. Если нажать на этот элемент, то он приобретет желтый цвет ( ) и программа перейдет в режим получения плоскости окна по треугольнику, заданному тремя точками (три точки, не лежащие на одной прямой и не совпадающие друг с другом, однозначно определяют положение плоскости в 3D пространстве).

 

При помощи Ctrl+правая клавиша мыши последовательно задаются 3 точки "мягкой" стыковки.

После ввода третьей точки нажимается клавиша Enter - программа вычисляет уравнение плоскости и поворачивает окно так, чтобы плоскость окна находилась в вычисленной плоскости.

Координаты точки центра окна будут равны координатам точки центра масс введенного треугольника.

Так как на любую плоскость можно смотреть с двух сторон, то для определения стороны, с которой смотреть на плоскость, принято правило : вид в окне будет таким, что три точки введенного треугольника будут располагаться против часовой стрелки (с другой стороны плоскости, естественно, они будут располагаться по часовой стрелке).

 

Если в окне получился не то изображение, которое ожидалось, можно восстановить предыдущее положение окна при помощи кнопки  в графическом меню.

В процессе ввода трех точек в любой момент времени при помощи клавиши Esc можно отменить режим получения плоскости окна по трем точкам.

 

 

 

Поворот плоскости 3D окна вокруг вектора

Используя кнопку , находящуюся в группе элементов  верхнего графического меню можно повернуть плоскость 3D окна вокруг вектора. Вектор задается либо двумя точками, либо вектор проходит через точку центра окна в заданном направлении (из некоторого фиксированного набора направлений).

 

После нажатия на  кнопку появляется диалог "Поворот плоскости 3D-окна вокруг вектора", в котором задается вектор и угол поворота и производится поворот плоскости окна.

 

 

 

Поворот изображения в окне плана.

 

Кнопки поворота изображения расположено в графическом меню и выглядит следующим образом .

Нажатие на левую или правую верхние кнопки осуществляют поворот изображения в окне плана против или по часовой стрелке на угол 10 градусов.

 

Можно напрямую ввести требуемое значение угла поворота. После нажатия клавиши Enter окну будет задан введенный угол поворота.

Если вводится одно число, считается, что это градусы, если два числа через пробел - то градусы и минуты.

 

Если в окне-чертеже заданы взаимосвязанные окна Разрез-План, поворот изображения в окне плана не выполняется.

 

 

 

Восстановление предыдущих положений окна

 

Чтобы восстановить предыдущее положение окна, используется кнопка в графическом меню.

 

Чтобы вернуть положение окна после восстановления предыдущего положения окна, используется кнопка в графическом меню.

 

При восстановлении положения окна восстанавливаются координаты центра окна и масштаб изображения.

Кроме того, при необходимости, в зависимости от вида изображения в окне-чертеже восстанавливаются текущий разрез, угол поворота окна (для окон плана), параметры вида для 3D окна и т.п..

 

Не восстанавливаются размеры окна, если они были изменены.

 

При смене вида изображения в окне-чертеже (Диалог "Вид изображения в окнах") список положений окна обнуляется.