<< Click to Display Table of Contents >> Navigation: Триангулированные модели поверхности > Обработка интервалов БД, попадающих в каркасы |
Для того, чтобы произвести обработку интервалов из заданной таблицы БД детальной разведки, центры которых попадают внутрь каркасов, необходимо выбрать пункт меню Сервис / Модели поверхностей (dgs) / Обработка интервалов БД, центры которых попадают в каркасы.
Этот пункт меню будет активным, если загружены файл БД детальной разведки (*.dew) и файл с моделями поверхностей (*.dgs).
Программа производит выбор интервалов из заданной таблицы БД, центры которых попадают внутрь заданных каркасов. Могут выбираться не все интервалы внутри каркасов, а только те из них, которые отвечают дополнительно заданным условиям.
В процессе обработки можно одновременно решить две задачи (или только одну из них) :
1. Для каждого интервала в таблице БД, выбранного для расчетов, можно записать значение из заданного столбца таблицы с каркасами, соответствующее тому каркасу, в который попал интервал (произвести индексацию интервалов).
2. По выбранным интервалам для каждого каркаса могут быть вычислены и записаны в соответствующие, предварительно созданные пользователем столбцы в таблице с каркасами, следующие значения (по значениям из заданных столбцов заданной таблицы БД):
- средневзвешенное значение;
- суммарный метрограмм (метропроцент);
- среднее значение;
- сумма;
- количество непустых интервалов;
- суммарная длина непустых интервалов;
- количество интервалов (включая возможные пустые интервалы);
- суммарная длина интервалов (включая возможные пустые интервалы).
При расчете средневзвешенного значения производится взвешивание на длину интервалов.
Однако, имеется возможность задать другой столбец таблицы БД, значения которого использовать для взвешивания - например, столбец со значениями истинных мощностей интервалов. В этом случае добавляются еще 3 способа расчета:
- средневзвешенное (на истинную мощность);
- суммарный метрограмм (метропроцент) на истинную мощность;
- суммарная истинная мощность.
После выбора указанного выше пункта меню вызывается диалог "Обработка интервалов БД, центры которых попадают внутрь замкнутых моделей поверхностей (каркасов)", в котором задаются необходимые настройки.
Особенности обработки вложенных друг в друга фрагментов каркасов
Вспомним, что один каркас может состоять из нескольких, непересекающихся друг с другом фрагментов, каждый из которых является замкнутым.
Обычно подобная конструкция используется в случае наличия "дырок" внутри каркаса.
Если каркас состоит из двух фрагментов, причем второй фрагмент находится полностью внутри первого, то попадание интервала внутрь второго (внутреннего) фрагмента будет считаться попаданием вне каркаса. Допускается многоуровневая вложенность каркасов друг в друга.
На рисунке - справа от скважин отмечены интервалы, которые определены как попадающие внутрь каркаса (зеленый каркас содержит два фрагмента):
Обычно внешний фрагмент такого каркаса является "положительным", а внутренний - "отрицательным", чтобы правильно вычислялись объемы каркаса (объем каркаса будет равен объему "положительного" фрагмента каркаса минус объем "отрицательного" фрагмента каркаса).
Однако для операций по обработке интервалов БД, попадающих в каркасы, не имеет значения, являются ли фрагменты одного каркаса "положительными" или "отрицательными". Во внимание принимается лишь геометрическое расположение фрагментов каркаса друг относительно друга.
Если имеются два самостоятельных каркаса, один из которых полностью находится внутри другого (а не два фрагмента одного каркаса), то каждый из самостоятельных каркасов будет обрабатываться отдельно, т.е. возникнет ситуация попадания интервалов в два или несколько каркасов.
Особенности обработки интервалов, попадающих на границу между смежными каркасами
Достаточно часто встречаются каркасы, построенные между разведочными сечениями.
Пример подобных каркасов показан на рисунке:
Из-за того, что интервалы находятся на границе между каркасами, возникает неоднозначность в определении того, в какой каркас попадают интервалы.
В программе DIGIMINE интервалы, попадающие на границу между смежными каркасами будут отнесены либо к одному, либо к другому каркасу.
Для вычисления средневзвешенных содержаний в каркасах такой результат неприемлем.
Для того, чтобы обеспечить попадание интервалов в каждый из смежных каркасов можно воспользоваться операцией 'расширения' каркасов (см. диалог "Обработка интервалов БД, центры которых попадают внутрь замкнутых моделей поверхностей (каркасов)"):
Операция 'расширения' каркасов выполняется непосредственно перед расчетом попадания интервалов в каркас. При этом сам исходный каркас остается без изменения, а 'расширенный' каркас является временным и используется только в процессе определения попадания точек центров интервалов внутрь или снаружи каркаса.
Если точки центров интервалов лежат точно в плоскости треугольников каркасов, то для обеспечения попадания интервалов внутрь обоих смежных каркасов достаточно 'расширить' каркасы всего лишь на 1мм (0.001м).
В тех случаях, когда исходные интервалы располагаются очень близко, но не строго в плоскости треугольников каркасов (например, когда оконтуривание производилось по концам рудных интервалов, а исходные интервалы, входящие в состав рудных интервалов, не лежат на прямой линии), то 'расширение' каркасов необходимо произвести на большую величину, но не превышающую расстояния до центра ближайшей пробы, не входящей в состав рудных интервалов.
Использование 'расширения' каркасов позволяет включить интервалы, находящиеся между каркасами в расчет средневзвешенных содержаний для обоих смежных каркасов.
Особенности обработки случаев попадания интервалов в несколько каркасов
Если одно и то же разведочное сечение использовалось при построении двух смежных каркасов, то интервалы опробования с этого разведочного сечения будут попадать одновременно в два каркаса.
В DIGIMINE предусмотрена возможность записи в таблицу информации одновременно о двух каркасах, в которые попадает один и тот же интервал опробования.
Для этой цели в диалоге "Обработка интервалов БД, центры которых попадают внутрь замкнутых моделей поверхностей (каркасов)" можно задать два столбца БД, в которые производить запись информации о каркасах :
После выполнения расчетов программа сообщает о количестве интервалов, попадающих в один или два каркаса:
В таблицу БД будет записана подобная информация :
Если в процессе обработки обнаружены интервалы, которые попадают в три или более каркасов (если задано два столбца таблицы БД),
либо обнаружены интервалы, которые попадают в два или более каркасов (если задан один столбец таблицы БД), то для таких интервалов информация о каркасах не записывается, но записываются следующие специальные символы:
- если заданный для записи столбец таблицы БД является текстовым, то записывается "????";
- если заданный для записи столбец таблицы БД является числовым, то записывается число 11111 (если столбец предназначен для записи однобайтовых целых чисел, то 111).
Например, в случае наличия интервалов, попадающих в три каркаса:
В таблице БД, для выработки, интервалы которой попали в три каркаса, будет записано:
Необходимо обратить особое внимание на следующую особенность информации о каркасах, записываемую в таблицу БД.
Если интервал попадает в разные каркасы, но все эти каркасы содержат одинаковое значение в столбце таблицы с каркасами, из которого производится запись в столбцы таблицы БД, то в таблицу БД информация о каркасах записывается только в один столбец!
Например, если задано, что запись в таблицу БД производить из столбца "Название объекта" и у двух каркасов, в которые попадает интервал опробования, в этом столбце записано одинаковое значение (допустим "90-С1"), то в таблицу БД значение "90-С1" будет записано только в столбец "Подсчетный блок(1)", а столбец "Подсчетный блок (2)" останется незаполненным.
Если интервал опробования попадает в три или более каркасов, но все они содержат одно и то же значение для записи в таблицу БД, то все эти каркасы (при записи в таблицу БД) будут восприняты только как один каркас, хотя в сообщении о результатах расчета будет приведена информация о действительном попадании в несколько каркасов.